НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ СБОРА ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Установление истинных причин авиационных. происшествий и предпосылок к ним возможно только при наличии достоверной информации. Эта задача решается путем использования систе­мы автоматической регистрации параметров движения, перегон воров членов экипажа между собой и службой УВД, а также применения наземных технических средств для регистрации и обработки полетных данных. Записанная в полете и на земле — информация позволяет более объективно определять причины авиационных происшествий и предпосылок к ним, а системати­ческая обработка и анализ полетных данных после каждого по­лета предупреждают авиационные происшествия и позволяют вести объективный контроль за работоспособностью функцио­нальных систем ВС и действиями экипажа в полете, атакже! оценивать их надежность и прогнозировать отказы. Для этого используют систему сбора полетной информации (ССПИ). "-4

ССПИ предназначена для накопления и сохранения инфор­мации об условиях полета, о техническом состоянии и качестве функционирования в полете систем и агрегатов ВС, для оценки действий экипажа по управлению ВС и определения других па­раметров полета. Различают бортовые и наземные ССПИ. Рас­смотрим более подробно бортовые ССПИ, входящие в комплект ■самолетного оборудования.

Информация от бортовых ССПИ обрабатывается обычно на. земле и используется для решения следующих задач: установ­ления причин АП и предпосылок к ним; анализа действий эки­пажа и оценки работоспособности, технической диагностики и прогнозирования авиационной техники. Применение бортовых ■ССПИ обеспечивает значительное сокращение числа АП с не­установленными причинами, что позволяет предупреждать ана­логичные АП и таким образом повысить БП.

Запись параметров полета с бортовых ССПИ позволяет вос­произвести траекторию полета ВС и положение его в простран­стве, определить начало развития особой ситуации и характер се, оценить действия членов экипажа, а также работоспособ­ность отдельных функциональных систем ВС. Запись перегово­ров членов экипажа между собой и с Диспетчерскими службами позволяет определить правильность их взаимодействия, четкость подачи команд командиром ВС и их исполнения членами эки­пажа. Совместное рассмотрение синхронизированных во време­ни записей параметров полета и переговоров дает возможность понять причины, приведшие к изменению параметров полета, режима работы двигателей и т. д.

Бортовые ССПИ можно классифицировать по назначению, принципу и форме записи. По назначению бортовые ССПИ под­разделяются на аварийные, эксплуатационные, комбинирован­ные и испытательные. Аварийные системы предназначены для накопления и сохранения информации, используемой при рас­следовании АП. Они снабжаются специальными устройствами защиты носителя информации от ударов, огня, воды и агрес­сивных жидкостей средствами спасения и обнаружения.

Эксплуатационные системы служат для накопления инфор­мации, предназначенной для оценки работоспособности, состоя­ния авиационной техники, качества пилотирования, а также ди­агностики и прогнозирования. В этих системах аварийная за­щита носителя информации отсутствует, число регистрируемых параметров достигает нескольких сотен, а запись производится в течение всего полета. Комбинированные системы сочетают функции аварийных и эксплуатационных систем. Выполняются *они в двух вариантах; с одним накопителем информации, за­щищенным от разрушающих воздействий, и с двумя накопите­лями информации, один из которых аварийный, а другой экс­плуатационный. Испытательные системы используются при ис­пытаниях новых образцов авиационной техники. Это в основном 106

Основные данные

МСРП-ІІ2-96

МСРП-64-2

МСРП-МВЛ

МСРП-2Б6

Число регист­рируемых’пара­метров

12 аналого­вых параметров 48 разовых команд

48 аналого­вых параметров 32 разовых команды

48 анало­говых пара* метров 32 разо­вых коман­ды

128 парамет­ров для ава:- рийного • * нако-г пителя, 256 ла-; раметров для эксплуатацион­ного накопите­ля

Общее время записи, ч

30

Не менее 30

30—35

Время сохра­няемой записи

Последние 75 мин

25 ч

25 ч — ава­рийный накопи­тель

12,5 ч — экс— плуатацнонный. накопитель

Условия сох­раняемости за­писи, "С

100

(1000 в тече­ние 10 мин)

200

(1000 в тече­ние 15 мин, в морской воде 36 ч)

200

(1000 в те­чение 15 (мин)

200

(1000 в тече­ние (15 мни, в морской воде 36 ч)

Средства об­работки записи

ДУМС-УД-8, ЛУЧ-74 (84)

НДУ-8, ЛУЧ-74 (84)

Перенос­ное устрой­ство

НДУ-8 ЛУЧ-74 (84)

Служебная

информация

Дата и вре­мя записи, № рейса,

№ ВС

Дата и время записи, № рей­са, № ВС

Масса аппа* рата, кг

Скорость об­работки записи по сравнению со скоростью записи

32

В 2,5 раза больше

40

В 25(50) раз больше

15

В 2,5 ра­за больше

105

В 25(50) раа больше, •

нестандартные ССПИ, применяемые для записи большого чиє-‘ Ла разнообразных параметров полета и работы авиационной техники. К ним можно отнести различные самописцы, осцилло­графы й другие приборы.

По принципу записи информации бортовые ССПИ делятся’ на системы с механическим, магнитным, оптическим способом записи и комбинированные. По форме записи бортовые ССПИ делятся на системы с аналоговой, дискретной и аналого-дис,- кретной формами записи информации. К системам с аналоговой

7** ГО7, формой записи относятся почти все системы с механическим и оптическими принципами записи, а также диктофоны и магни­тофоны, в которых применяется прямая запись переговоров на магнитный носитель. Общий недостаток таких ССПИ — малые плотность и точность регистрации параметров и большая тру­доемкость автоматизации процесса обработки записанной ин­формации, К системам с дискретной формой записи относятся в основном системы с магнитным принципом записи. Достоин­ства систем с дискретной формой записи — высокая точность регистрации параметров и плотность записи, а также возмож­ность автоматизации процесса обработки записанной информа­ции с помощью ЭВМ. Основные технические данные бортовых магнитных ССПИ, устанавливаемых на серийных ВС, приведе­ны в табл. 4.3.

Записи бортовых ССПИ ВС, потерпевших АП, обрабатыва­ются в НИИ министерств (ведомств) по решению комиссии по расследованию АП (или в специальной лаборатории аэропорта) группой специалистов института (лаборатории). В состав груп­пы по решению председателя комиссии могут привлекаться представители разных ведомств (ГосНИИГА, ЛИИ, КБ и др.).