НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ СБОРА ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Установление истинных причин авиационных. происшествий и предпосылок к ним возможно только при наличии достоверной информации. Эта задача решается путем использования системы автоматической регистрации параметров движения, перегон воров членов экипажа между собой и службой УВД, а также применения наземных технических средств для регистрации и обработки полетных данных. Записанная в полете и на земле — информация позволяет более объективно определять причины авиационных происшествий и предпосылок к ним, а систематическая обработка и анализ полетных данных после каждого полета предупреждают авиационные происшествия и позволяют вести объективный контроль за работоспособностью функциональных систем ВС и действиями экипажа в полете, атакже! оценивать их надежность и прогнозировать отказы. Для этого используют систему сбора полетной информации (ССПИ). "-4
ССПИ предназначена для накопления и сохранения информации об условиях полета, о техническом состоянии и качестве функционирования в полете систем и агрегатов ВС, для оценки действий экипажа по управлению ВС и определения других параметров полета. Различают бортовые и наземные ССПИ. Рассмотрим более подробно бортовые ССПИ, входящие в комплект ■самолетного оборудования.
Информация от бортовых ССПИ обрабатывается обычно на. земле и используется для решения следующих задач: установления причин АП и предпосылок к ним; анализа действий экипажа и оценки работоспособности, технической диагностики и прогнозирования авиационной техники. Применение бортовых ■ССПИ обеспечивает значительное сокращение числа АП с неустановленными причинами, что позволяет предупреждать аналогичные АП и таким образом повысить БП.
Запись параметров полета с бортовых ССПИ позволяет воспроизвести траекторию полета ВС и положение его в пространстве, определить начало развития особой ситуации и характер се, оценить действия членов экипажа, а также работоспособность отдельных функциональных систем ВС. Запись переговоров членов экипажа между собой и с Диспетчерскими службами позволяет определить правильность их взаимодействия, четкость подачи команд командиром ВС и их исполнения членами экипажа. Совместное рассмотрение синхронизированных во времени записей параметров полета и переговоров дает возможность понять причины, приведшие к изменению параметров полета, режима работы двигателей и т. д.
Бортовые ССПИ можно классифицировать по назначению, принципу и форме записи. По назначению бортовые ССПИ подразделяются на аварийные, эксплуатационные, комбинированные и испытательные. Аварийные системы предназначены для накопления и сохранения информации, используемой при расследовании АП. Они снабжаются специальными устройствами защиты носителя информации от ударов, огня, воды и агрессивных жидкостей средствами спасения и обнаружения.
Эксплуатационные системы служат для накопления информации, предназначенной для оценки работоспособности, состояния авиационной техники, качества пилотирования, а также диагностики и прогнозирования. В этих системах аварийная защита носителя информации отсутствует, число регистрируемых параметров достигает нескольких сотен, а запись производится в течение всего полета. Комбинированные системы сочетают функции аварийных и эксплуатационных систем. Выполняются *они в двух вариантах; с одним накопителем информации, защищенным от разрушающих воздействий, и с двумя накопителями информации, один из которых аварийный, а другой эксплуатационный. Испытательные системы используются при испытаниях новых образцов авиационной техники. Это в основном 106
Основные данные |
МСРП-ІІ2-96 |
МСРП-64-2 |
МСРП-МВЛ |
МСРП-2Б6 |
Число регистрируемых’параметров |
12 аналоговых параметров 48 разовых команд |
48 аналоговых параметров 32 разовых команды |
48 аналоговых пара* метров 32 разовых команды |
128 параметров для ава:- рийного • * нако-г пителя, 256 ла-; раметров для эксплуатационного накопителя |
Общее время записи, ч |
30 |
Не менее 30 |
— |
30—35 |
Время сохраняемой записи |
Последние 75 мин |
25 ч |
25 ч — аварийный накопитель 12,5 ч — экс— плуатацнонный. накопитель |
|
Условия сохраняемости записи, "С |
100 (1000 в течение 10 мин) |
200 (1000 в течение 15 мин, в морской воде 36 ч) |
200 (1000 в течение 15 (мин) |
200 (1000 в течение (15 мни, в морской воде 36 ч) |
Средства обработки записи |
ДУМС-УД-8, ЛУЧ-74 (84) |
НДУ-8, ЛУЧ-74 (84) |
Переносное устройство |
НДУ-8 ЛУЧ-74 (84) |
Служебная информация |
Дата и время записи, № рейса, № ВС |
Дата и время записи, № рейса, № ВС |
||
Масса аппа* рата, кг Скорость обработки записи по сравнению со скоростью записи |
32 В 2,5 раза больше |
40 В 25(50) раз больше |
15 В 2,5 раза больше |
105 В 25(50) раа больше, • |
нестандартные ССПИ, применяемые для записи большого чиє-‘ Ла разнообразных параметров полета и работы авиационной техники. К ним можно отнести различные самописцы, осциллографы й другие приборы.
По принципу записи информации бортовые ССПИ делятся’ на системы с механическим, магнитным, оптическим способом записи и комбинированные. По форме записи бортовые ССПИ делятся на системы с аналоговой, дискретной и аналого-дис,- кретной формами записи информации. К системам с аналоговой
7** ГО7, формой записи относятся почти все системы с механическим и оптическими принципами записи, а также диктофоны и магнитофоны, в которых применяется прямая запись переговоров на магнитный носитель. Общий недостаток таких ССПИ — малые плотность и точность регистрации параметров и большая трудоемкость автоматизации процесса обработки записанной информации, К системам с дискретной формой записи относятся в основном системы с магнитным принципом записи. Достоинства систем с дискретной формой записи — высокая точность регистрации параметров и плотность записи, а также возможность автоматизации процесса обработки записанной информации с помощью ЭВМ. Основные технические данные бортовых магнитных ССПИ, устанавливаемых на серийных ВС, приведены в табл. 4.3.
Записи бортовых ССПИ ВС, потерпевших АП, обрабатываются в НИИ министерств (ведомств) по решению комиссии по расследованию АП (или в специальной лаборатории аэропорта) группой специалистов института (лаборатории). В состав группы по решению председателя комиссии могут привлекаться представители разных ведомств (ГосНИИГА, ЛИИ, КБ и др.).